Аудиторская проверка отчетности – это независимая оценка и анализ (сторонней сертифицированной организацией) бухгалтерской (финансовой) документации компании. Она направлена на получение достоверных сведений о реальном положении дел фирмы (внешний контроль экономической деятельности) и достоверности предоставляемой информации. Подготовиться поможет грамотная консультация по бухгалтерскому учету от профессионалов.

Основные цели и суть аудиторской проверки:

  • Сопоставление данных отчетности и фактического положения компании, выявление полноты отражения и достоверности информации.
  • Контроль соблюдения действующего законодательства.
  • Контроль законности и рационального использования имущества и финансовых активов компании.
  • Выявление скрытых резервов, которые могут существенно улучшить положение организации.

Проведение аудиторской проверки осуществляется только лицензированными компаниями, сведения о которых находятся в соответствующем реестре (статьи 3 и 4 307-ФЗ).

Согласно нормативно-правовым актам выделяют:

  • Обязательную аудиторскую проверку. Субъекты перечислены в статье 5 закона №307-ФЗ. Например, АО, компании с доходом свыше 800 миллионов рублей или активом более 400 млн рублей, застройщики, жилищные кооперативы, муниципальные предприятия, фондовые и торговые биржи.
  • Произвольную (инициативную). Проводится только по желанию руководства организации. Сроки – до 2-3 лет. Причины – смена владельца, руководства или главного бухгалтера, сделка по продаже бизнеса.
  • Кадровую. Анализ кадровой политики, оптимизация штата, контроль ведения документов для предотвращения трудовых споров.

На основании аудиторской проверки бухгалтерской отчетности выдается заключение (только независимой фирмой, внесенной в реестр Минфина и состоящей в СРО) – документ, передаваемый в налоговую инспекцию с отчетностью и размещаемый на Государственном информационном ресурсе бухотчетности (ГИРБО). Он предоставляется для ознакомления заинтересованным сторонам, которые обладают подобным правом.

Необходимые документы

Аудитор проверяет бухгалтерскую отчетность, реестры, договоры, счета и т.д.

Он может запросить следующие документы для аудиторской проверки:

  • первичную документацию (проверка оформления и законности сделки);
  • учредительные документы;
  • штатное расписание сотрудников;
  • инвентаризационные описи;
  • выписки банка;
  • кадровые приказы;
  • акты взаимовычетов;
  • налоговые декларации и договоры;
  • лицензии и разрешения на определенный вид деятельности;
  • авансовые отчеты;
  • оборотно-сальдовые ведомости;
  • документы по созданным резервам;
  • анализ и карточки счетов.
проведение аудиторской проверки фото

Проверяющий изучает начисление заработных плат, расчет налогов и пеней, курсовых разниц. Он оценивает финансовые риски организации, анализирует переплаты и задолженность контрагентам. По результатам аудиторской проверки дает рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.

Что проверяет аудитор

Порядок организации аудиторской проверки:

  • Планирование и подготовка. Формируют план контрольно-ревизионных мероприятий, согласно которым проходит аудит бухгалтерской и финансовой отчетности. К нему приступают после детального изучения деятельности, специфики, уставной документации компании и особенностей ведения учета.
  • Сбор и обработка информации. Изучают регистры бухучета, первичную документацию, регистрационные журналы, которые после сравнивают с бухотчетностью. Анализируют учетную политику на соответствие нормативно-правовым актам, проверяют полноту отражения результатов инвентаризации и совершенных хозяйственных операций.
  • Составляют аудиторское заключение (в соответствии с Законом 30.12.2008 №307-ФЗ), в котором отражают выявленные нарушения и состояние документации.

Аудитор проверят не все хозяйственные операции, а только часть. Это позволяет уменьшить расходы на проверку. При этом анализируют все этапы сделки, а не только соответствие подтверждающим документам.

Аудит финансовой деятельности назначают обязательно (в соответствии с действующим законодательством) или по требованию руководства. Проверяют первичную документацию, реестры, приказы, выписки банков, ход хозяйственных операций. По результатам выдают аудиторское заключение, с которым могут ознакомиться заинтересованные стороны. Быстро подготовиться к проверке помогут профессионалы, оказывающие бухгалтерские услуги.

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта.